Феномен социальной фасилитации

Главные вкладки

    Фасилитация – это формирование процесса экспертного уровня по работе с группой, направлению уточнения и конкретизации итогов по установленным целевым маркерам, реализованной в стиле работы с группами. Сама же смысловая нагрузка фасилитации дает усиления эффекта работы групповой направленности, усиливает степень увлеченности данным действом ее участников. Фасилитация интересна тем, что позволяет достичь общей цели в групповой работе. Роджер Шварц определяет фасилитацию как процесс, характеризующий выбор одного участника группы в пользу всей группы. Возникновение же каких-либо сомнений у одного из участников, позволяет вмешаться, выявить и решить возникшее несоответствие для улучшения качества групповой работы.


    Процедура феномена фасилитациии, структуризация ее фасилитатором

    Групповой рабочей структурой должен кто-то управлять и направлять, поэтому данную работу выполняет фасилитатор. Фасилитатор, от мастерства которого зависит эффективность и успешность работы по активному форсированию и наведения потокового русла по поиску и изучению полученной информации, играет ведущую роль феномене фасилитации как таковом. При формировании групповых наборов в Институте Практической Психологии ВШЭ, мы учитывали уровень и квалификацию наших мастеров групповых работ. Ведь мы учитываем и отлично понимает значимость мастера группой работы, так как знание и умение применять техники по взаимодействию с участниками, определять их цели и направлять их действия в нужное русло, позволяет достигнуть необходимых результатов.


    Базовые инструментарии тренингов по фасилитации в Институте Практической Психологии ВШЭ

    В процессе долгих лет работы наши эксперты и мастера групповых работ выявили следующие виды фасилитационных маркеров:
    1. Реализации трудовых совещательных процедур.
    2.Фасилитация групп рабочей направленности.
    3.Фасилитации перемен формирующего толка.
    4.Фасилитационные преобразования политической, макроэкономической и даже социальной направленности.
    Фасилитатор, как человек, управляющий фасилитацией влияет на:
    -количество совещательных этапов;
    -концентрации команды на поставленных целях и следовании ориентирам;
    - обсуждение и анализ полученных мнений мнений;
    -установка окончательных итогов групповых дискуссий и создание их визуального ряда;
    -уравновешивание всех мнений;
    -контроль за динамикой группы, стимуляция «горячего потока» работы.

    Этапы треннигов по фасилитации в Институте Практической Психологии ВШЭ

    Концентрационный процесс фасилитации.

    Фасилитатор задает маршрут для группы и следит за тем, чтобы от заданного курса процесс не отдалялся.

    Установка полученных результатов в процессе работы.

    Фиксировать мнения из группы, стимулирует всю группу понять глубже суть обсуждаемых дилемм. Это может быть реализовано следующими способами:
    - на доске или специальных карточках выписывать мнения участником группы;
    -применение визуализирующих предметов;
    - создание готовых графических шаблонов и дальнейшая их корректировка.
    Все вышеперечисленные методы позволяют участникам рабочей группы с помощью мастера групповых работ лучше освоить и прояснить для себя полученные выводы.
    Сбор полученной информации и знаний. Этот этап дает возможность узнать личные мнения участников по обсуждаемому вопросу. Ведь иногда ценный индивидуальный вклад влияет на итог решения группы в целом.

    Формирование консенсуса.

    Консенсус, организованный мастером групповой работы, необходим в случае возникновения спора, чтобы избежать потери времени и достижения максимально эффективного результата.