Главные вкладки

    Диагностика личностного эгоцентризма

    Диагностика личностного эгоцентризма

     

    Инструкция. Тест содержит 40 незаконченных предложений. Вам необходимо дополнить каждое из них так, чтобы получились предложения, в которых выражена законченная мысль. Сразу записывайте первое пришедшее в голову окончание незаконченного предложения. Старайтесь работать быстро. Время выполнения задания фиксируется.

    Бланк теста эгоцентрических ассоциаций выглядит следующим образом:

     

     

    Время, затраченное на заполнение теста, ____ мин.

    Дата __________

    ФИО испытуемого ______________

    Возраст ________

    Родной язык _________

     

    1. В такой ситуации...
    2. Легче всего...
    3. Несмотря на то, что...
    4. Чем дольше...
    5. По сравнению с...
    6. Каждый...
    7. Жаль, что...
    8. В результате...
    9. Если...
    10. Несколько лет тому назад...
    11. Самое важное то, что...
    12. Только...
    13. На самом деле...
    14. Настоящая проблема в том, что...
    15. Неправда, что...
    16. Придет такой день, когда...
    17. Самое большое...
    18. Никогда...
    19. В то, что...
    20. Вряд ли возможно, что...
    21. Главное в том, что...
    22. Иногда...
    23. Лет так через двенадцать...
    24. В прошлом...
    25. Дело в том, что...
    26. В настоящее время...
    27. Самое лучшее...
    28. Принимая во внимание...
    29. Если бы не...
    30. Всегда...
    31. Возможность...
    32. В случае...
    33. Обычно...
    34. Если бы даже...
    35. До сих пор...
    36. Условие для...
    37. Более всего...
    38. Насчет...
    39. С недавнего времени...
    40. Только с тех пор...

     

    После завершения работы испытуемые сдают заполненные бланки текста. Экспериментатор быстро их просматривает, не вчитываясь в содержание, и если замечает незавершенные предложения, то бланк возвращается с просьбой завершить то или иное предложение. При этом время фиксируется и прибавляется к предыдущему.

     

    Обработка результатов

    Цель обработки результатов — получение индекса эгоцентризма. По величине индекса можно судить об уровне эгоцентрической направленности личности.

    Обрабатывать результаты имеет смысл, если испытуемый полностью справился с тестом, поэтому во время тестирования важно следить, чтобы все предложения были закончены. Если в тестовом бланке оказалось более 10 незаконченных предложений, то он не подлежит обработке и анализу. В таком случае испытуемого просят протестироваться еще раз через несколько дней.

    Индекс эгоцентризма определяется путем выявления и подсчета предложений, содержащих информацию, указывающую на самого субъекта, то есть тестируемого. Эта информация выражается личными местоимениями «я», «мне», «мой», «мною», «моих» и т. п. Информацию о самом субъекте несут также предложения, в которых указанные местоимений нет, но они явно подразумеваются, поскольку есть глагол первого лица единственного числа.

    Индексом эгоцентризма служит количество выше обозначенных предложений. Для удобства подсчета предложений, содержащих это указание о самом субъекте и отражающих его центрацию на себе, в заполненном бланке местоимения первого лица единственного числа или соответствующие глагольные окончания подчеркиваются, а номер предложения обводится кружком.

     

    Анализ результатов

    Для определения уровня эгоцентрической направленности личности и анализа полученных результатов приводится таблица. Она содержит градации уровней эгоцентризма студентов, в том числе студентов-первокурсников.

     

    Пол

    Курс

    Уровень эгоцентрической направленности

    Очень

    низкий

    Низкий

    Средний

    Высокий

    Очень высокий

    Первокурсники, обучающиеся первый семестр

    Юноши

    0-1

    2-7

    8-22

    23-30

    31-40

    Девушки

    0-1

    2-7

    8-22

    23-29

    30-40

    Студенты других курсов

    Юноши

    0-1

    2-7

    8-20

    21-26

    27-40

    Девушки

    0-1

    2-7

    8-21

    22-27

    28-40

     

    Лица с высоким уровнем эгоцентризма часто бывают конфликтными, так как недостаточно учитывают, а порой и искажают смысловое содержание сообщения собеседника, что ведет к недопониманию и межличностным проблемам.

    В моральном плане эгоцентрическая направленность может вести к эгоизму, которой проявляется в попытках использовать других людей для удовлетворения собственных потребностей и интересов, а также к прагматизму, то есть стремлением связывать все, с чем индивид встречается в жизни, только со своей пользой.

    Низкий уровень эгоцентризма часто является следствием постоянного подавления личности ребенка авторитетами. Дома такими людьми становятся родители, а в школе — учителя и некоторые ученики.

    В отдельных случаях высокий уровень эгоцентрической направленности может быть ситуативным, вызванным очень значимым для человека событием.